Самое главное — выглядеть совершенно естественно; но для этого нужно очень много косметики. |
Кельвин Кляйн. |
Продолжаю свои рассказы о людях, совершивших революции, не касающиеся политики. (Предыдущий пост на эту тему здесь). Сегодня я расскажу вам о российском еврее, в начале 1920-х перевернувшем мир.
Максимилиан Факторович родился 15 сентября 1872 года в польском городке Здуньска-Воля, который тогда входил в Российскую Империю. Его мать умерла, когда мальчику было два года, а его отец (раввин, бакалейщик или портной, — разные источники утверждают по-разному) был слишком беден, чтобы обеспечить формальное образование четырём детям, поэтому уже в возрасте восьми лет Максимка начал работать помощником дантиста и фармацевта. В девять лет он поступил в ученики к парикмахеру города Лодзь, причём слово «парикмахер» я здесь использую в его первоначальном смысле: изготовитель париков. Затем он какое-то время обучался у парикмахера в Берлине.
Опыт, полученный у фармацевта и у парикмахера, позволил мальчику в четырнадцать лет переехать в Москву и поступить на работу к Копро Корпо, ведущему российскому производителю париков. Демобилизовавшись после армейской службы (1890—1894), которую Максим оттрубил в медицинских войсках, парнишка открыл собственный магазин в Рязани, продавая парики, парфюмерию и румяна собственного изготовления.
Всероссийская известность пришла к юноше после того, как театральная труппа в изготовленном им гриме выступила перед российским императором. Высочайшим указом Максим был назначен официальным экспертом по косметике для царской семьи и для Большого Театра. Для юноши из бедной провинциальной семьи достичь такого положения в возрасте 24 лет — это практически вертикальный взлёт.
( Читать о злоключениях Максима Факторовича дальше. )