Когда Господь делал Еву из ребра Адама, Адам был уже с сединой в бороде. И с бесом в ребре… |
На сегодняшней мессе мы читали отрывок из Евангелия от Марка, глава 10, стихи 46–52:
46. И когда выходил Он из Иерихона с учениками Своими и множеством народа, Вартимей, сын Тимеев, слепой сидел у дороги, прося милостыни. 47. Услышав, что это Иисус Назорей, он начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня. 48. Многие заставляли его молчать; но он еще более стал кричать: Сын Давидов! помилуй меня. 49. Иисус остановился и велел его позвать. Зовут слепого и говорят ему: не бойся, вставай, зовет тебя. 50. Он сбросил с себя верхнюю одежду, встал и пришел к Иисусу. 51. Отвечая ему, Иисус спросил: чего ты хочешь от Меня? Слепой сказал Ему: Учитель! чтобы мне прозреть. 52. Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге. |
Св. Евангелие от Марка, 10:46-52. |
Затем священник очень подробно разбирал с нами практически каждое слово из этого отрывка.
Иисус исцеляет Вартимея. Скульптура Стовера, 1861 г. |
Иисус с учениками и со множеством народа идёт из Иерихона (−300 метров от уровня моря) в Иерусалим (700 метров над уровнем моря). Это двадцатисемикилометровый переход под весьма сильным зноем, да ещё в горку. Инфраструктура тогда была развита не слишком хорошо, дорог не было; а общественный транспорт, как назло, забастовал; — в общем, народу пришлось восходить в Иерусалим пешком.
Вопрос — а с чего вдруг множество народа топало в Иерусалим? Ответ: приближалась Пасха, и иудеи шли на свой аналог хаджа.
Вартимей — бар Тимей — сын Тимея. Имя этого слепца не упоминается, его называют только по отчеству. Почему? Либо Тимей — это в самом деле слово «тимей» (Τίμαιος), что, как сказал священник, по-гречески означает «знатный», «важный», либо это сокращение от греческого имени Тимофей, означающего «славящий Бога». В любом случае, обращение по отчеству означало, что дальнейших уточнений не требуется, все заинтересованные и так поймут, о ком речь. В наши дни такое тоже практикуется: разве надо уточнять, кого мы подразумеваем, говоря «Владимир Владимирович»? Видимо, был какой-то знатный человек Тимей, большая шишка, сын которого то ли был слепым от рождения, то ли ослеп. В любом случае, этот сын был вынужден жить милостыней.
Но сочетание абсолютно греческого имени Тимей с абсолютно еврейской приставкой «бар», — это редкость, потому что евреи, эллинизировавшиеся после захвата Иудеи Грецией, демонстративно отказывались от ивритских приставок, пытаясь порвать с непопулярным во время правления Антиоха IV еврейским прошлым, а те, которые не эллинизировались, точно так же демонстративно отказывались называть своих детей греческими именами. А возможно, это имя является отсылкой к метафизическому диалогу «Тимей» Платона, в котором Платон, в частности, упоминает об Атлантиде.
Почему слепой сидел на выходе из города? Ну, это очевидно. Путник, входящий в город, думает о том, где ему переночевать и что сожрать. Поэтому денежку он прибережёт. А на следующее утро, покушав и отдохнув, следовательно — подобрев, человек вполне может счесть, что у него есть монетка для слепого. Опять же, праздник на пороге, перед праздником полезно делать добрые дела, а впереди долгий, трудный и затяжной подъём, так что лишнюю мелкую, но тяжёлую монетку с собой лучше не нести. Выбор Вартимея абсолютно логичен и правилен. Таким образом св. Марк даёт нам понять, что Вартимей имеет склонность принимать правильные решения, что означает, что и остальные его решения в этом отрывке будут правильными.
И вот сидит слепец у дороги, трясёт монетками в пластиковом стаканчике и слышит шарканье множества ног. «О! – говорит он. – Эка народу-то валит! А чё это они все толпой идут? Разбойников, что ли, боятся? Так нету у нас никаких разбойников, буквально вчера последних порезали какие-то маньяки». А ему и отвечают: «Да нет, это Иисус из Назарета с учениками в Иерусалим поднимается». Тут у Вартимея над головой зажигается электрическая лампочка (накаливания, конечно; флюоресцентных и LED-овых тогда ещё не было), и слепой начинает орать во всю глотку: «Иисус, сын Давидов, помилуй меня!»
Сын Давидов — это тоже отчество, позволяющее чётко идентифицировать человека. В иудаизме считается, что Мессия придёт из рода Давидова. Своим воплем «Сын Давидов!» Вартимей открыто и в полный голос называет Иисуса Мессией. И это — когда фарисеи и саддукеи гоняют по всей Иудее столь идейных людей, как Вартимей, чтоб навешать им люлей! (А неплохо получилось! :) ) Вартимею шикают, пытаются его заткнуть, но он затыкаться отказывается: «Иисус, сын Давидов, помилуй мну!» А ведь служба безопасности и контрразведки у фарисеев всегда начеку, и в Иисус прекрасно понимает, что сей громкоголосый товарищ вот-вот спалит всю малину. Поэтому Иисус решает лично объяснить Вартимею основные правила конспирации: «А подать сюда этого негодника!» Святой Пётр (он у Иисуса был порученцем по вопросам безопасности) берёт под козырёк форменной фуражки: «Есть, Ваше Мессийство!» — берёт двух апостолов покрепче, и они проскальзывают сквозь толпу, как нож сквозь масло. «Ну что, Вартимеюшка, докричался? Сам тебя пред Свои очи требует! О, я вижу, ты проникся. Оботрись чем-нибудь и брось тряпку здесь… Да не трясись ты так, не съест Он тебя, свинья ты трефная».
Вартимей сбрасывает с себя верхнюю одежду. В те времена верхней одеждой был плащ. Без плаща человек жить не мог: это и одеяло на ночь, и подушка, и полотенце, и простыня, и укрытие от холода, и зонтик от палящего зноя, и полотенце, и хупа в случае срочной необходимости пожениться… Плащ был самым ценным элементом одежды. Апостол Павел, например, отрёкся от всего своего имущества, кроме плаща. Скорее всего, у Вартимея вообще ничего более ценного не было. Тем не менее, он отбрасывает свой плащ и идёт к Иисусу, заранее зная, что вряд ли найдёт свой плащ снова (он же слепой, помните?). Это пример отречения от богатства и от служения Маммоне.
Итак, Вартимея приводят и ставят перед Иисусом. Тот спрашивает: «Ну орал ты, орал. Доорался. Дальше что?» Вартимей отвечает: «Учитель! Мне бы прозреть, а?» Вместо слова, переведённого на русский как «учитель», в оригинале используется «раввуни», то есть «Мой высший учитель». Это слово крайне редко использовалось для кого-то, кроме Господа. То есть Вартимей не просто называет Иисуса Мессией, но и признаёт Господом. Иисус, растроганный столь явным проявлением верноподданнических чувств, отвечает: «Пшёл отсюда, мне тебя даже ругать неохота Вера твоя спасла тебя!» Вартимей мгновенно прозревает и присоединяется к толпе, идущей в Иерусалим. Конец истории, зрители рукоплещут, академия кинематографических искусств выдаёт «Оскары» охапками.
История эта учит многому. Во-первых, признать Иисуса и верить в него. Во-вторых, не бояться идти даже против всего мира, который будет шикать в ответ и пытаться тебя заткнуть. В-третьих, взвешенно подходить к балансу материального и духовного, и не задумываясь отвергать первое в пользу второго и десерта. В-четвёртых, для чуда необходимо иметь достаточно веры. В-пятых, уж если ты прозрел, грех продолжать сидеть на месте и просить милостыню. Можно найти и более приземлённые смыслы, типа «выбирай такое расположение на местности, которое позволит получить максимальную выгоду».
Меня во всей этой истории коробит одна маленькая деталь. Добившись аудиенции у Господа, Вартимей не стал просить мира во всём мире, счастья даром, всем, и пусть никто обиженный не уйдёт. Он не потребовал, чтобы все хорошие собрались и поубивали всех плохих, чтобы добро одним махом навеки победило зло. Он не попросил освобождения Иудеи от гнёта римлян. Он не стал даже просить исцеления всем больным и инвалидам, или хотя бы минимального социального обеспечения всем нищим, хотя и то, и другое множество включают его лично, и он внакладе бы не остался. Но нет, он попросил чего-то только для себя. Не для кого-то другого. Это предельно эгоистичное желание, которое может улучшить жизнь других людей только косвенно и очень опосредованно. Для меня совершенно очевидно, что, представ перед Иисусом, Вартимей не думал ни о чём, кроме себя и своего увечья.
И священник, и [Bad username or site: shele4ka title= @ livejournal.com] попытались убедить меня, что в будущем прозревший физически и духовно Вартимей всю свою жизнь посвятит заботе о ближних, участию в добровольческой пожарной дружине имени Рэя Бредбери «451°F» и множественным нанесениям доброты и с подверганием ласке. Но я остаюсь при собственном мнении на этот счёт.