— Я Дейенерис Бурерожденная из дома Таргариенов, именуемая первой, Неопалимая, Королева Миэрина, Королева Андалов, Ройнар и Первых Людей, Кхалиси Дотракийского Моря, Разбивающая Оковы и Матерь Драконов… — Алло, алло. Вас не слышно, диктуйте по буквам. Первая Д — как Дима, а дальше? |
Сериалы (телевизионные, книжные, радио- и прочие) бывают двух типов: жёстко связанные и слабо связанные. Жёстко связанные — это когда история начинается в одной части и развивается в другой. Слабо связанные — это когда каждая часть рассказывает свою собственную историю, от начала до конца, с завязкой, кульминацией и развязкой. Общего между сериями слабо связанного сериала — разве что главные герои и место действия. Разница между типами сериалов в том, что слабо связанный сериал можно смотреть с любой серии; с жёстко связанным так не получится: надо понимать, за что герой А не любит героя Б, и почему герой В решается на аферу, которая оказывается полным Г.
«Рабыня Изаура», «Богатые тоже плачут», «Просто Мария», «Дикий ангел», «Игра престолов» — это жёстко связанные сериалы. «Светлячок», «Коломбо», «Чисто английское убийство», «Звёздный путь», детские мультсериалы — это слабо связанные сериалы; их можно смотреть с любой серии. Книги Пратчетта про Плоский мир, трилогия Дюма про мушкетёров, сериал Асприна про МИФы — это слабо связанные книжные сериалы, а любой печатающийся с продолжением роман — жёстко связанный сериал. Киноверсия «Властелина колец» Питера Джексона — это жёстко связанный сериал, а оригинальное произведение Толкина — вообще не сериал; это одна книга, разбитая на раздельно публиковавшиеся части по экономическим причинам (цена для конечного покупателя и послевоенные перебои с бумагой). Один и тот же автор в одном и том же цикле может переходить от одной формы к другой: Глен Кук, «Чёрный отряд»; первые книги — Книги Севера — это слабо связанный сериал, последние книги — Сверкающий Камень — жёстко связанный. Если рассматривать выпуски новостей как сериал с дикторами в роли главных героев и с огромным количеством побочных сюжетов, то они тоже будут слабо связанным сериалом, за исключением периодов обострения военной обстановки.
Характерная, хоть и необязательная черта слабо связанного сериала — в начале нового произведения даётся краткая справка о героях и/или сюжете предыдущих частей. Например, на первых страницах каждого произведения МИФов Асприн заново знакомит читателя с героями. |
Если мы обратимся к советскому кино, то «Гостья из будущего» могла бы являться примером жёстко связанного сериала, однако не может рассматриваться как таковой, потому что все серии снимались одновременно и вразнобой. Первой была снята сцена побега Юли и Алисы из больницы (3 серия), а последними были сняты сцены с Алисой в КосмоЗоо, (2 серия, именно поэтому платьице Алисы в этом эпизоде настолько короткое). То есть, по сути, «Гостья из будущего» — это один 317-минутный фильм, разбитый на серии для удобства показа по телевидению; он задумывался как единый фильм и снимался как единый фильм. А вот четырёхсерийный мультфильм «Следствие ведут Колобки» — жёстко связанный, потому что развязка в нём происходит только в последней части, и он именно таким был задуман, ведь разница между выходом первых двух и вторых двух серий больше года. Эти серии даже озвучивали разные люди, (ах, Броневой в роли Шефа!..)
Я считаю, что жёсткая связка в сериале — это низкий, подлый и нечестный приём. Нет никаких проблем с тем, чтобы закончить историю любой продолжительности за один присест. У нас есть фильм «Дюна», который в авторской версии длился около десяти часов. У нас есть «Матрица: перезагрузка» и «Матрица: революция», которые снимались вперемешку и вышли на экраны практически одновременно. У нас есть «Война и мир» как пример книги, в которой несколько сюжетов, несмотря на сложность и обилие деталей, рассказываются за один раз. Таким образом, автор, который прибегает к жёсткой связке вместо слабой, пытается привлечь аудиторию и обеспечить рынок сбыта для продолжения за счёт обрыва повествования на самом интересном месте, вместо того, чтобы продумывать новые интересные повороты абсолютно нового сюжета. Автор использует дешёвый трюк, поддерживая интерес к своему произведению за счёт оборванного и разрезанного на части повествования, вместо того, чтобы обеспечить сбыт продолжений с помощью действительно оригинальных идей. С моей точки зрения, прибегать к этому приёму можно только тогда, когда автор заранее уверен, что честными методами он аудиторию не удержит. Такой автор априори является бездарным ремесленником, иначе он не пытался бы компенсировать грязными трюками недостаток таланта.
Да, я считаю Джорджа Мартина ремесленником. И в «Песне льда и пламени», и в «Путешествиях Тафа» он прибегает к жёсткой связке, и потому Мартин недостоин лобызать мусор, по которому ходил великий писатель Айзек Азимов, написавший куда более эпичный цикл «Основание», — связанный слабо.
Я пишу и публикую «Живёшь только трижды» по частям, но каждая часть завершена, все сюжетные хвосты закрыты, и я точно уверен, что читатели приходят за новой порцией текста потому, что я сумел сделать её интересной, а не потому, что им хочется знать, как герои вывернутся из ситуации, на которой я оборвал повествование в прошлый раз. |
Именно поэтому я не буду смотреть «Игру престолов», именно поэтому я не собираюсь смотреть «Голодные игры». Именно поэтому я смог осилить «Ведьмака» Сапковского (очень жёстко связанный книжный сериал) только после того, как все части были выпущены под одной обложкой, и именно поэтому я так и не осилил «Хроники Амбера».
Использовать жёсткую связку — это всё равно, что подсаживать людей на какой-то товар путём добавления в него наркотика вместо того, чтобы обеспечивать приток клиентов за счёт непревзойдённого вкуса и сервировки. Я не хочу поддерживать наркодилеров.
Люди, которые смотрят «Игру престолов», искренне переживают за сюжет и готовы убить за спойлеры, с моей точки зрения мало чем отличаются от российских старушек, которые готовы были глотку перерезать за новые серии «Просто Марии» или «Дикого ангела». Я таким людям сочувствую и испытываю к ним лёгкое презрение, как к наркоманам.