July 2025

S M T W T F S
  12345
67891011 12
13141516171819
20212223 242526
2728293031  

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Saturday, July 2nd, 2011 04:13
— Скажите, святой отец, разве это действительно грешно — спать с девушкой?
— Конечно, нет. Но дело в том, что вы, молодые люди, не спите…
Из разговора священника с прихожанами.

Меня всегда интересовала преемственность власти.

Вот, к примеру, в случае с монархией всё просто и понятно. Есть закон о престолонаследии, по которому один наследник получает престол, а другие — мельницу и осла. (Кстати, интересная идея: монархия — это заразная болезнь, распространяемая котами в сапогах). При тирании власть достаётся тому, у которого дубинка больше. При демократии — тоже всё понятно: престол власть получает тот, кто сумел повесить на уши людей больше лапши. Бывают, конечно, всякие инциденты вроде переворотов, и некоторые из них весьма забавны, — как в случае с Наполеоном I Бонопартом, подготовившим и успешно осуществившим заговор против самого себя, — но в целом система работает.

Уровнем ниже ротация кадров регламентируется ещё строже. Чаще всего замена исполнителя осуществляется прямым указанием властителя. Причём это указание может быть весьма недвусмысленным: в Османской империи султан, желавший сменить своего регионального представителя, посылал его секретарю шёлковую удавку, а будущей вдове представителя — искренние соболезнования; и если секретарь по какой-то причине медлил с осуществлением процедуры, это создавало забавный казус. В Японии выражение императором неудовольствия было достаточным основанием для поголовного харакири всего управленческого аппарата. На Сицилии одного неудовольствия было недостаточно, и для выполнения подчинёнными добровольного харакири начальству приходилось нанимать наёмных подручных, которые помогали провинившимся совершить акт героизма. На Руси во времена Ивана Грозного было принято усаживать чинуш на кол; затем Пётр привёз из заграниц виселицу; а окончательно система устаканилась в XIX веке, причём весьма оригинальным способом: все ключевые посты заняли Романовы, — родственники царя, которые по тогдашнему праву стояли выше закона, и единственное, что им грозило, это строгое «ну-ну-ну» от правящего монарха.

В свете этого интереса понятно, что мне было интересно узнать, как происходит смена власти в самой древней, разветвлённой и традиционалистской организации, оставшейся в Европе со времён Римской империи и сохранившей демократический образ правления — в католической церкви.

Про выборы Папы я знаю довольно неплохо. В доступном виде церемониал изложен в фильме «Ангелы и демоны» по роману Дэна Брауна. Но под Папой, осуществляющим административное руководство церковью, находятся ещё его наместники на местах — епископы. В обычной организации каждый тянущийся вверх деятель собирал бы себе «группу поддержки», на которую он опирался бы в борьбе за власть; но церковь — это не обычная организация, в ней причудливо переплетены две иерархии: иерархия священнослужителей и административная.

Лирическое отступление:
Иерархия священнослужителей очень проста. Священнослужители делятся всего на три группы: дьяконы, пресвитеры и епископы. Дьякон — это должность помощника в церкви. Пресвитер — или священник — ведёт один или несколько приходов, проводит служения и таинства, принимает исповеди и решает все местные религиозные вопросы. Епископ — это высшая ступень в иерархии священнослужителей; он занимается религиозными делами целого государства (или нескольких), только епископ может проводить таинство миропомазания. Фактически, епископ — это высший религиозный авторитет на здоровенном куске земной поверхности; многие верующие встречают епископа только на собственном миропомазании.
Параллельно существует очень сложная и запутанная административная иерархия, которую можно оценить по вот этому шаблону на Википедии. Как сами священники в ней не путаются, я не знаю; некоторые чины взаимоподчинены друг другу, а исследователи, поставившие перед собой задачу составить организационные диаграммы, сходят с ума и уходят в буддизм, созерцать пупок.

Для того, чтобы стать дьяконом, человек должен сначала готовиться к учёбе в течение года, затем пройти пятилетнее обучение в духовной семинарии, а затем пройти ещё один год интернатуры, после чего до конца жизни проходить время от времени курсы повышения квалификации. Уровень знаний дьякона сравним с уровнем магистра наук. В Израиле есть всего две католических духовных семинарии; одна преподаёт на арабском языке, а вторая — сюрприз! — на итальянском.

Для того, чтобы стать священником, человек должен пройти весь курс обучения дьякона, и вдобавок закончить четырёхлетнее университетское обучение по теме, связанной с теологией, религиоведением или изучением Библии. Хотя он может совместить два обучения.

Лирическое отступление:
Это ещё не предел. В хайфском монастыре кармелитов живёт около двух десятков монахов; у каждого из них не меньше трёх докторских степеней в различных науках; в среднем на каждого монаха приходится по пять докторских степеней; ни один из них не знает меньше пяти языков. Аббат монастыря свободно общается на семнадцати языках.

А как священник становится епископом? Само собой, количество епископальных должностей весьма ограничено, поэтому просто установить минимальный ценз на основе полученного образования, как с дьяконами и пресвитерами, недостаточно. У Папы достаточно других занятий, и у него просто не будет времени выбирать следующего епископа для какой-нибудь поместной церкви в Уганде. Оставлять выбор епископа местным священникам и дьяконам нельзя, потому что тогда радикальные фанатики — скажем, выпускники какой-нибудь радикальной семинарии в той же Уганде — смогут протолкнуть в высшие эшелоны церковной власти своего кандидата, и их епископ сможет менять политику Церкви в своих интересах.

Так вот, ответ на свой вопрос я получил у католического пресвитера. И ответ этот звучит так: существует такая организация, как епископальная коллегия. Она ведёт очень подробное досье на каждого человека, получившего сан священника. Исходя из этих досье, отзывов прихожан и нынешнего епископа, личных встреч со священниками, как официальных, так и неофициальных (то есть со священником встречаются агенты коллегии под видом простых мирян), и даже из постов священника в Интернете коллегия очень долго, вдумчиво и тщательно отбирает кандидатов на производство в епископы. Изучение одного кандидата занимает примерно восемь лет. Когда должность епископа освобождается естественным путём, епископальная коллегия представляет лично Папе список возможных кандидатов и рекомендует одного из них, с которым Папа обычно соглашается.

Следующая фраза священника порвала меня в клочья:

— Епископальная коллегия долго и вдумчиво изучает мировоззрение каждого священника, его сильные и слабые стороны, его привычки и недостатки. После чего выносит своё суждение и выбирает того, кто должен лучше всех подходить на должность епископа… И обычно ошибается.

Reply

This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting