July 2025

S M T W T F S
  12345
67891011 12
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Monday, July 30th, 2012 02:04
Мир движется к концу света! Верните в библиотеку книги!
Объявление в религиозной библиотеке.

Как известно, абсолютно все религии с благоговением относились к огню. В шумерских мифах сотворение мира началось с того, что бог Энки разорвал собственного отца Апсу на очень маленькие куски, часть из которых стала огнём, — кстати, эта история является шикарной аллегорией Большого Взрыва, рекомендую почитать. В Шумерии же был бог огня Нуску, сын бога Нанны, которому посвящён зиккурат в Уре (который родина Авраама). В древнегреческой мифологии огнём заведовал Гефест, покровитель кузнецов и любитель вдарить. В древнеримской мифологии ему соответствовал Вулкан. У индейцев огнём и вулканами заведовал Шиутекутли, у китайцев Чжужун, у японцев Кагуцути. В Ведах одно из самых деятельных божеств — Агни, бог жертвенного пламени и домашнего очага. В нордической мифологии Локи, изменчивый и непостоянный дух огня, спасал богов-асов примерно столько же раз, сколько и втравливал их в неприятности. Зороастрийцы вообще называются «огнепоклонниками», одним из трёх главных богов в их пантеоне был Аша Вахишта, дух огня, правды и идеального порядка. Ну а чо, всё логично; если порядок неидеален, можно пустить красного петуха и переобустроить пепелище с нуля, согласно фэн-шуй. Что интересно, злейшего врага Аши Вахишты, духа лжи, коварства, комплексов неполноценности и всяких пагубных привычек звали Друг. Ну, или Друдж, но Друг звучит прикольнее.

Дальше — больше. К огню относились с почтением, о нём заботились, укрывали и подкармливали. «Зайти на огонёк», лампа Аладдина, йольский светильник, пройти огонь, воду и медные трубы, нордический канделябр, из огня да в полымя… В Швеции до сих пор существует традиция выставлять лампу на подоконник и зажигать её с наступлением темноты. Казалось бы, уличное освещение в Стокгольме провели уже сто с лишним лет назад, но всё равно по вечерам практически в каждом окне светит лампочка.

Разумеется, огонь не мог не стать частью религиозных обрядов. В иудаизме женщины каждую субботу зажигают шаббатние свечи. На христианском алтаре в современном католическом богослужении горят две свечи. Перед образами святых ставят лампадки, а молитва за близких и родных сопровождается установкой свечи. В восточном богослужении храм окуривают тлеющим ладаном, который, будучи подвидом древней канифоли, ввиду отсутствия электрических паяльников в древней Иудее служил для отпугивания злых духов. На иудейских кладбищах стоят лампадки и поминальные свечи. Геенна огненная является эвфемизмом загробной тюрьмы у всех трёх авраамических религий; (а в нордической мифологии ад, наоборот, был скован льдами).

Из всех основных современных религий иудеи первыми получили сверху официальное разрешение на использование светильников для отправления религиозных обрядов. На горе Синай Моисею вместе с законами, заветами и правилами новой религии было дано описание светильника, который надо будет установить в Скинии — видимо, там, наверху, считали законы и описание светильника равноценными сведениями. У светильника должно быть семь лампад, и использовать в них можно было только масло первого отжима. Это так называемая менора, символ иудаизма; она изображена на гербе Израиля.

Менора.

В 164 году до нашей эры Маккавеи отбили Иерусалимский храм у греков и восстановили в нём еврейское богослужение. Но греки не заморачивались насчёт кашрута, и в загашнике остался лишь один-единственный горшочек масла; его хватило бы только на один день горения меноры. Новое, кошерное масло можно было произвести только через неделю. И случилось чудо: этого единственного горшочка хватило на восемь дней! Отсюда пошёл праздник Ханука. Обязательный элемент этого праздника — ханукия, у которой девять лампад: одна служебная и по одной за каждый день чуда.

Ханукия.

Тенденция ясна? Одна свеча поминальная, две свечи по субботам, семь — менора, девять — ханукия…

Неизвестно, что придумали бы иудеи дальше, но тут эстафетную палочку свечку у них отобрала новая религия, христианство.

Поскольку христианство вышло из иудаизма, христиане быстро усекли тенденцию. Для начала, католический алтарь до Второго Ватиканского собора украшало шесть свечей:

Алтарь во время Тридентской мессы.

Смысл понятен: шесть свечей на алтаре соответствуют шести лампам меноры, а Распятие с Божественным светом заменяет седьмую свечу. Получаем аналог меноры из подручных средств, дёшево и сердито. В случае, если мессу служит окружной епископ, количество свечей увеличивалось до семи, то есть всего источников света (вместе с Распятием) становится восемь, на единичку больше, чем у евреев; пустячок, а приятно.

Следующим этапом гонки вооружений было изобретение Пасхала. Пасхал — это, конечо, только одна свеча, но зато она очень большая и толстая. В Солсберийском соборе устанавливался Пасхал тридцати шести футов высотой — 12 метров, высота четырёхэтажного дома. В наши дни Пасхал обычно достигает длины в 120 сантиметров и толщины в 10 сантиметров. Никакие другие свечки с такой махиной и рядом не стояли.


Пасхал, сгоревший на две трети.

Но нельзя же на этом останавливаться, верно? И вот марониты, христиане-католики, оставшиеся на Святой Земле после мусульманского завоевания, наносят ультимативный удар и забирают себе пальму первенства среди всех ритуальных светильников:

Маронитский канделябр. Увы, других фотографий не нашёл :(

Тринадцать свечей в одном канделябре — это победа! …Правда, мне так и не удалось выяснить, зачем им столько.

Reply

This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting