Однажды пpапоpщик Афанасий ехал в поезде и увидел, что пpоводник что-то pазносит. Он pешил ему помочь, и вместе они pазнесли два купе и туалет. |
Как начинаются туристические поездки. |
Это первый из двух постов, рассказывающий о нашей с shele4ka поездке в Чехию в конце ноября прошлого года. Да, написание текста и редактирование берёт кучу времени. А ещё Жижа по-прежнему не сняла ограничение на 66 тысяч символов в одном посте. Поэтому приходится разбивать на части.
Внутри краткий список впечатлений и рассказ, запечатлевающий наши действия. Честно говоря, не думаю, что этот текст кому-нибудь будет интересен; это, скорее, вид мемуаров, — чтобы самому не забыть, что там было. Там есть несколько фотографий, но не слишком много.
Приготовленный мной путеводитель для этой поездки лежит тут. Рассказ о картах, имеющий отношение к этой поездке — тут. Вторая часть описания поездки находится тут.
![]() |
Глобус площади мира в Праге. Доминанта — костёл св. Людмилы, наша любимая церковь. |
Кратко по основным моментам:
- Это было не самой лучшей идеей — без подготовки начинать с долгих пеших прогулок по пражской брусчатке, по горкам и холмам. Ноги были стёрты уже в самый первый день. Спустя пять дней ноги стёрты до такого состояния, что на волдырях появились волдыри.
- Наш любимый ресторанчик «U Draka», расположенный на ул. Záhřebská 468/21, закрылся на ремонт. Откроется только в апреле-мае 2013 года. Его хозяева явно не верят в конец света по календарю майя…
- С пятой попытки нам-таки удалось посетить костёл св. Людмилы, который мы заприметили ещё в прошлый наш приезд, три с лишним года назад. Внутри костёл ещё круче, чем снаружи, но фотографий изнутри у нас нет, гуглящий да обрящет.
- Рождественские ярмарки — это замечательно. Прямо перед вышеупомянутым костёлом святой Людмилы была разбита рождественская ярмарка. Я оставил там почти тридцать евро, купив себе, наконец, настольный прибор с чернильницей, перьевой ручкой, сменными перьями, печатью и двумя палочками сургуча, о необходимости которого долго разорялся в этой записи.
shele4ka купила несколько вкуснейших пряников и запаслась сырными косичками, которыми она ни с кем делиться не будет, потому что ей самой мало. :)
- В Чехии продаётся замечательный крашеный янтарь зелёного и синего цвета, но оправляют они его почему-то исключительно в серебро. Был бы он оправлен в золото или хотя бы в голдфилд, мы бы его обязательно купили. Но всё, что нам попадалось, было в серебре, а в серебре цветной янтарь не смотрится.
- Дороги в Израиле лучше. Без вопросов. Глаже, чище, шире и защищённее. Чешская автострада, мать вашу, федерального значения, мать вашу, — это скопище ям и заплаток с одним рядом в каждую сторону и с местами для обгонов раз в десять километров. Если вам хочется подробностей, то я имею в виду конкретно шоссе № 7 на участке Хомутов–Прага. У нас такое шоссе постесняется называться просёлочной дорогой.
- Я весьма неплохо езжу на ручнике. Причём я не имею в виду «ручной тормоз»,
хотя и это тоже, я имею в виду ручную коробку переключения передач. - «Шкода Фабия» — отличная машина. Резвая, удобная, высокая. Скорость на ней совсем не чувствуется, как я выяснил, случайно разогнавшись до 137 км/ч. Я привык, что Шеля начинает шипеть «сбавь скорость» задолго до достижения максимально разрешённой, а тут Шеля молчала, потому что скорость и правда совсем не чувствуется, вот я и поднажал… Пришлось выставить ограничитель в GPS-навигаторе, а то я, привыкший к вибрирующей всеми сочленениями «Риночке», никак не мог соблюдать скоростной режим.
- Я превосходно вожу в метель, в буран и в гололёд. По крайней мере, не теряю управления. Даже при обгоне, даже по встречке, пересекая разделительную полосу с разделительным сугробом на ней. Чем выгодно отличаюсь от водителей других машин, которых мы видели воткнувшимися в кюветы по сторонам шоссе…
- Люди там более внимательны к другим, и не позволяют себе вести себя так, чтобы мешать окружающим. За пять дней мы столкнулись только с одной группой галдящих подростков и с одним-единственным орущим ребёнком, причём ребёнок был туристом (папаша — немец, мамаша — нигра). В последнем случае достаточно было цыкнуть в сторону ребёнка, чтобы мамаша его немедленно заткнула.
- Повсеместно рекламируются книги — в отличие от Израиля, где повсеместно рекламируются фильмы, а вот реклам книг практически нет. За всё время поездки я насчитал всего лишь два плаката с рекламой фильмов: рекламировались вторая часть фильма «Рассвет» из «Сумеречной саги» Стефани Майер и мультфильм «Хранители снов». Рекламных плакатов книг я насчитал штук двадцать, причём речь шла как о книгах чешских писателей, так и о переводах.
- В 1992 году было закончено строительство пражской телебашни. Это сооружение совершенно не вписывается в городской архитектурный стиль; откровенно говоря, эта башня чудовищно уродлива. Пражане не поверили своим глазам и обратились к общественному мнению. Опрос постановил, что да, эта башня в самом деле уродлива; она является вторым по уродливости зданием в мире. Пражане стоически пожали плечами: в самом деле настолько ужасно? — Ну и ладно! — и начали клепать рекламы, предлагающие посетить эту самую башню. «А вы уже пообедали во втором по уродливости здании в мире?» Я восхищён. Честно. Превратить кошмар в аттракцион — это надо уметь! К сожалению, нам так и не удалось посетить эту башню, хоть мы и пытались, (то есть эта реклама работает).
- Очень много станций, как метро, так и трамвая, расположены рядом с церквями. Наша родная «Площадь мира» — рядом с церковью св. Людмилы. Станция «Иржи из Подебрада» — рядом с церковью Пресвятого Сердца Господня. И ведь нельзя сказать, что церкви натыканы на каждом углу. Сначала я недоумевал, а потом понял: рядом с церковью обычно есть площадь, то есть пустое незанятое пространство, что является немаловажным фактором в деле строительства станции.
- В течение трёх дней шёл непрестанный мелкий дождь. Причём настолько мелкий, что на него даже законы гравитации не действовали: капли замечательно подныривали под зонт и оседали на лице. Я уже отвык от подобной мороси. В Израиле по крайней мере дожди честные, и идут большей частью сверху вниз.
- Жареный сыр «Камамбер» с клюквенным или с брусничным соусом — это очень вкусно. Причём мы ели его дважды, в двух разных версиях: просто обжаренным на гриле под сладким клюквенным соусом и обжаренным в панировке под кисловатым брусничным. И то, и то вкусно, но лично мне больше понравилась первая версия, а Шеле — вторая.
- Чехи всё ещё не избалованы чаевыми. То есть о самом факте они уже знают, и он им зело нравится, но они всё ещё воспринимают чаевые как приятное, но необязательное дополнение, и стараются дать точную сдачу.
- В один из моих прошлых визитов в Прагу тамошний музей пыточных инструментов соседствовал с зоопарком экзотических пауков. Сейчас он делит помещение с выставкой молодых художников. Я не заходил внутрь, но, если судить по рекламе, пауки были приятнее.
- В общественном транспорте появились контролёры. А я-то гадал, когда до них дойдёт, что на честность пассажиров рассчитывать не стоит…
- В Чехии не знают, что такое густой шоколад. То есть сам горячий шоколад у них есть, и очень вкусный, но по консистенции он напоминает какао. А густой шоколад, такой, как в кафе «Грег» в Израиле, они почему-то не делают. Надо намекнуть им о существовании крахмала.
- Кондиционеров в Чехии пока ещё не слишком много. Мы останавливались в двух гостиницах, кондиционера не было ни в одной.
В итоге подённый план путешествия оказался таким:
Первый день — заселились в гостиницу. Несмотря на раннее утро, номер нас уже ждал, и даже тот же самый, в котором мы останавливались в конце августа три года назад, но, как ни странно, за это время гостиница успела решить, что она теперь для некурящих. Шеля устроила скандал и получила официальное разрешение курить в форточку. Мы бросили вещи в номере и отправились бродить по окрестностям.
По моим данным, костёл св. Людмилы в это время должен был быть открыт, но он не был. Мы ткнулись в закрытые двери костёла, побродили по рождественской ярмарке на площади перед костёлом, купили первую порцию сырных косичек и глазированых пряников, покушали в ресторане «Retro», вернулись в номер, отдохнули. После обеда мы выползли в Страговский монастырь, посмотрели сквозь стеклянные двери на интерьер костёла Вознесения Девы Марии, побродили по тамошней библиотеке, после чего пошли с горки пешком в сторону музея косметики и лекарств. Выяснили, что музей косметики закрылся пять лет тому назад. В отместку по узкой винтовой лестнице зашли в псевдоалхимическую лабораторию на чердаке одной из башен. Удовольствие ниже среднего, в особенности потому, что это, мать вашу, верхний этаж башни. Как там люди живут?.. А ведь живут — на каждом этаже под этой этой псевдолабораторией есть самые обычные двери со звонками и почтовыми ящиками.
![]() | ![]() |
Зал теологии | Обычная карта Европы |
![]() | ![]() | ![]() |
Главный зал библиотеки | Библиотечный секретер | Необычная карта Европы |
Карта нашего пешего спуска от Строговского монастыря до остановки трамвая.
По пути дальше вниз с горки у Шели расклеились ботинки. Мы с трудом доковыляли до остановки 22-го трамвая и проехали через весь город к отелю, причём Шеля старалась не шевелить ногами и даже не дышать, потому что подошва держалась буквально на соплях. К тому времени уже стемнело, а ведь было только около пяти вечера. Попытки купить ей обувь в близлежащих магазинах успехом не увенчались, и она осталась сидеть на остановке, продолжая не дышать, а я сбегал в гостиницу за её кроссовками. Мы вернулись в номер, отдохнули ещё немного, а к семи вечера вышли на Вацлавскую площадь, центр ночной жизни Праги, за новыми ботинками. Я втирал Шеле какую-то бурду про «Вот это первый универмаг в Праге, а вот тут совершил самосожжение студент Ян Палах, протестовавший против ввода советских войск в Чехословакию в 1968-м году», но её интересовали исключительно обувные магазины, потому что погода ощутимо портилась, а тканевые кроссовки не предназначены для походов по лужам. Мы нашли магазинчик, торговавший обувью «Timberland», и купили ей замечательные ботинки по смешной цене. Потом прошлись по другим магазинам, (нас даже выгнали из универмага «Маркс и Спенсер», потому что универмаг внезапно решил закрыться), после чего вернулись в гостиницу и завалились спать.
Второй день — до полудня отсыпались с кратким перерывом на завтрак, затем поехали на станцию метро «Hradčanská» с целью отправиться в Научно-Технический музей. От метро мы проехали пару остановок на трамвае, проехали мимо местного стадиона (я напугал Шелю криком «Это Спарта!!!Ъ» Ну, что я могу поделать, стадион так называется), увидели самый кончик шпиля пражского метронома. Вышли на соответствующей станции трамвая и медленно, не торопясь, наслаждаясь архитектурой и стараясь не наступать на ноги направились к музею. По пути забрались в местный ресторанчик и как следует там пообедали; невероятно вкусно и очень дёшево. В ресторанчике были очень умилительные собака и щен, причём собака была довольно крупной, но очень доброй, а щен выглядел точной её уменьшенной копией, бестолково носился и всем интересовался; он ещё не вышел из возраста толстолапика. В какой-то момент щен замочил пол, и официантка вытирала безобразия. В этом ресторанчике я ел один из самых вкусных супов.
Закончив с ресторанчиком, мы двинулись дальше и, наконец, добрались до Научно-Технического музея. Этот музей понравился мне намного больше, чем хайфская «Технода».
Наш путь по поверхности от станции метро до Научно-Технического музея. Обратно возвращались почти так же.
Раньше я уже посещал этот музей, но мне было как-то невдомёк, что кроме центрального зала с машинами и паровозами там есть ещё 4 этажа экспозиций. К сожалению, мы пришли туда примерно за полтора часа до закрытия, поэтому наш осмотр проходил под девизом «галопом по европам». Из полутора часов осмотра примерно час я носился по залу с автомобилями и локомотивами. Кстати, Шеля боится паровозов. По её словам, они слишком большие и чугуниевые. Там есть настоящий ЗИС-110Б! Ещё мы с Шелей обнаружили там очень симпатичный роадстер Jawa (см. фото ниже) и автомобиль немецкого наместника в Богемии, вокруг которого Шеля ходила кругами, истекая слюной и облизываясь. Вокруг автомобиля, понятно. Я его даже сфотографировать не смог — эта пятиметровая бандура ни на одну фотографию целиком не влезала. Что интересно, в музее даже стоит совершенно новая «Škoda Superb», — чехи решили сохранить это чудо автопрома, симфонию хрома и стекла, которая дико смотрится рядом с машинами-кофемолками столетней давности.
В этом зале четыре этажа, и машинки стоят только на самом нижнем. По периметру зала в четыре этажа идут галереи, мы поднимались только на одну из них (см. «Бугатти» на фото). Другие галереи посвящены мотоциклам, самолётам и ещё каким-то чудесам техники, — мы до них так и не добрались. А под потолком висят настоящие самолёты и даже гондола дирижабля.
Насмотревшись на машинки, мы вышли из зала автомобилей и локомотивов, пошли на другие этажи и сразу забурились в выставку бытовой техники. Ах, какие там были красивые швейные машинки! Так бы шил и шил! А кофемолки! А фены! А утюги, в том числе работающие на углях! Несколько особо интересных экземпляров бытовой техники представлены на фото ниже.
Ещё был целый зал, посвящённый астрономическим инструментам, от секстанта и наручных солнечных часов (sic!) до планетариев и энциклопедии (см. фото). Что было в других залах, я, честно говоря, не очень помню, но в зале архитектуры была огромная действующая модель завода по очистке сахара в масштабе 1:10.
Вечером мы забрались в Старый Город в поисках сувениров. Нашли мне красивую футболку и пару картин, а Шеле — набор янтарных украшений. Оказывается, в Старом Городе зимой вечером всё вымирает; я ожидал, что сувенирные лавки будут работать круглосуточно. Мы поужинали в ресторанчике на берегу Влтавы в двух шагах от Карлова моста. Кстати, в ресторанчике мы сидели снаружи, наслаждались течением реки и укрывались одеялами, которые были заботливо приготовлены хозяевами кафе и лежали на ручках кресел. А официант в тонкой рубашке каждый раз набирался смелости перед тем, как выйти к нам на морозец из тёплого помещения :) Платить в конце концов я побрёл сам, не дожидаясь, пока на нас обратит внимание его официантнейшее высочество. Заодно имели возможность убедиться, что утки остаются на зиму в Праге — в столь поздний час они сидели на воде, спрятав головы под крылья, и медленно дрейфовали по течению. После ужина вернулись на Вацлавскую площадь докупать всё то, что не купили в прошлый раз. Шеля купила себе обалденный кашемировый свитерок в «Marks & Spenser», а я разжился оригинальными джинсами «Levi's».
Третий день — пошли в Пражский Град. Обошли собор св. Вита, базилику св. Георгия, Золотую улочку. К сожалению, крипта собора св. Вита была на реставрации, и на башню Шеля подниматься не рискнула, ибо высоко и лень. В базилике св. Георгия мы просидели, наверное, полчаса, давая отдых усталым ногам. Потом я попробовал Шелю уговорить подняться на второй этаж Золотой улочки, в укрепления крепостной стены, но она отказалась, равно как и отказалась от посещения башни Далиборка — её вообще не привлекают тюрьмы и пыточные камеры. На спуске из Града вниз нашли сквер, в котором в прошлой нашей поездке в Прагу Шеля гонялась за ромашками. Сейчас ромашек там не было…
Вернулись в гостиницу, отдохнули. Вышли из гостиницы. Побродили по рождественской ярмарке, наконец-то зашли в костёл св. Людмилы, посмотрели на её интерьер. Это очень красивая и какая-то очень домашняя церковь; жаль, что в нашей Хайфе таких нет. Затем вернулись на рождественскую ярмарку. Я купил себе перо, чернила, печать и сургуч, о необходимости которых в современном мире говорил ещё тут, а Шеля — ещё немного пряников и сырных косичек.
![]() | ![]() | ![]() |
Рождественская ярмарка издалека | Костёл св. Людмилы в анфас | Башня костёла в профиль |
Затем мы снова направились в Старый Город. Выяснилось, что ярмарка на ратушной площади почему-то закрыта — работают только шварменные и печеньечные киоски. Пробежались по площади ещё раз (я всё сетовал на то, что они куда-то спрятали памятник Яну Гусу) и поехали в торговый центр «Fashion Arena Outlet Center». В бесплатном автобусе по пути туда столкнулись с галдящими подростками, упомянутыми мной выше. Потусили по магазинчикам, потратили ещё немного убитых енотов, поехали обратно. Вышли на станции «Йиржиго з Подебрад», потому что я очень хотел отвести Шелю покушать в ресторане пражской телебашни. Мы вылезли из-под земли на свет божий, окинули взглядом небо в поисках телебашни и… Не нашли её.
Это надо осознать. Мы вышли на станции метро, расположенной в квартале от подножия башни. Мы ищем самое высокое здание в Чешской Республике. И не можем его найти!
С помощью карты, компаса и здравого смысла я, наконец, засёк туманный блик, висящий в воздухе над церковью. Оказывается, облака висели настолько низко, что полностью скрыли башню! И какой тогда смысл подниматься в ресторан или в обсерваторию, если мы сквозь облако ничего не увидим?
Поэтому мы плюнули на башню и пошли в маленький, очень уютный подвальный ресторанчик между «Площадью мира» и нашим отелем, знаменитый тем, что в прошлый наш приезд мне там забыли подать салат (из-за чего я совершенно не страдал, потому что салат — это почти всегда противные овощи), и в котором я тогда же до полусмерти напугал официантку, неожиданно выскочив из-под прилавка и попробовав заплатить. В этом ресторанчике я выпил единственную порцию спиртного за всё время пребывания в Чехии — 0,33 литра пива «Gambrinus». Мерзость жуткая, хуже нашего израильского «Маккаби», которое само по себе настолько отвратительно, что может служить эталоном пойла.
Описание дней 4 и 5 выложено тут.
no subject
no subject
no subject
no subject
no subject
после твоей рецензии я уж было подумал в федерацию уродливых зданий
no subject
no subject
чем панорамы клеил?
no subject