July 2025

S M T W T F S
  12345
67891011 12
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Sunday, July 5th, 2015 20:09
— Главное — ко всему подходить с огоньком.
— Блин, Макс, отойди от бензоколонки!
Из диалога Джо и Макса.

Ну чо, посмотрел я новомодный фильм «Максимка Бесноватый: грунтовка злостьки». Самое время рассказать вам моё мнение об этом шедевре.

Специально подчёркиваю: я не смотрел раньше ни одного фильма про Безумного Макса. Мэл Гибсон для меня — однозначно Мэверик из одноимённого фильма. Я даже «Смертельное оружие» посмотрел после «Мэверика», под мудрым руководством Шели, которая заставляет меня приобщаться к классике кинематографа, — поэтому сцена из «Мэверика», в которой герои Мэла Гибсона и Дэнни Гловера смотрят друг на друга с явным выражением «Я где-то уже видел этого парня» на лицах, поначалу была для меня непонятной. Таким образом, до череды восхвалений нового «Безумного Макса» в моей френдленте я не знал о Безумном Максе вообще ничего, кроме того, что был такой постапокалиптический боевик с Мэлом Гибсоном. Я даже не знал, сколько там серий.

Так что к «Дороге ярости» я подходил с чистым сознанием неофита, незамутнённым и свежим, как весенний пень.

Вдобавок, просмотр был на экране домашнего телевизора. Ни о каком 3D речь, конечно, не идёт, он дай Бог чтобы 2D нормально показывал. Однако этого же телевизора в своё время хватило для «Аватара» с его безумными спецэффектами, так что у меня не было сомнений в том, что, если спецэффекты и правда хороши, то я сумею это увидеть.


Время действия: несколько десятков лет после третьей мировой войны. Безымянный парень по имени Макс (Том Харди) мотается по пустыне в поисках пункта регистрации средств автотранспорта, чтобы убедить медкомиссию, что постоянные галлюцинации не мешают ему водить машину и не должны становиться поводом для лишения прав. Во время очередного привала, пока он разглядывает очередной глюк из своего прошлого, его нагоняют бандиты на ржавых тачках, оттаскивают в поселение, называемое Цитадель, и собираются использовать как донора крови.

В то же время одна из самых крутых девчонок Цитадели, Фуриоса (Шарлиз Терон), вывозит бронированную двухдвигательную фуру в рейд за ГСМ и боеприпасами. Глава религиозной общины, владеющий Цитаделью, взявший себе пафосное имя Несмертный Джо (Хью Кис-Бёрн), благословляет её в столь дальний путь, — её цель видна на горизонте, а дорога прямая, так что до города никак не может быть больше пары десятков километров, — и отправляет с ней конвой охранения. Фуриоса с пафосом выезжает из Цитадели, но по пути сворачивает с прямой дороги и отправляется вглубь пустыни.

Озадаченный столь странным поведением Фуриосы, Джо приходит в полное смятение и идёт в гарем. (На этом месте я завис. В самом деле, чем заняться авторитарному диктатору, когда его лейтенант, судя по данным службы наблюдения, проявляет беспричинную самостоятельность и угрожает сорвать важную операцию? Я могу придумать много действий, которые были бы логичными в такой ситуации, но поход в гарем вряд ли окажется среди них). Оказывается, Фуриоса умыкнула у Джо всех жён, в количестве пяти штук, и собирается вывезти их в гипотетически существующие Зелёные Земли, чтобы продать там на органы, удачно вложить полученный капитал и жить на дивиденды.

Джо отправляет в погоню за Фуриосой всех своих боевиков, просит о помощи силы охраны населения от правопорядка из соседних городов и лично возглавляет преследование. В числе преследователей поневоле оказывается и Максимка, всё ещё пристёгнутый к одному из боевиков капельницей для переливания крови.

Много-много езды, стрельбы, взрывов, пылевая буря, ещё стрельба, ещё езда, ещё взрывы, стрельба-взрывы-рёв моторов-погоня-конец первой части.

Фуриоса находит-таки свои Зелёные Земли, но они оказались уже не Зелёными и даже не Землями, а ядовитым болотом. Макс, которого волей судьбы забросило в кабину Фуриосы, предлагает сделать ход конём и вернуться в Цитадель, пока хозяин в отъезде. Типа, в какой-то момент Джо устанет гоняться за девочками по барханам, вернётся в родные пенаты, а девочки ему там уже чаёк приготовили, баньку истопили, шкалик запотевший поставили. Размякнет суровая душа Несмертного Джо, и простит он своих жён непутёвых. И Фуриосу заодно. Ну, пожурит, конечно, но не до смерти, а так, любя. В фильме это всё, конечно, не так вывернули, но я не верю в то, что пять девчонок реально собирались держать осаду в полной приспешников Джо Цитадели, когда разъярённый хозяин вернётся со своей группой поддержки с гастролей и постучит в дверь. Боевиков он, конечно, всех забрал с собой, но администраторы и слуги-то остались, и все они понимают, что новый режим начнёт с убийства приспешников старого, а значит, надо нанести удар первыми. Таким образом, если вернуться без желания сдаться на милость Джо, эти девчонки проживут ровно столько, сколько кусок сухого льда продержится в доменной печи.

Фуриоса принимает великодушное предложение хитрого Макса. Она разворачивает фуру и едет обратно. Как раз мимо охреневшего от такой наглости Несмертного Джо.

Много-много езды, стрельбы, взрывов, ещё стрельба, ещё езда, ещё взрывы, стрельба-взрывы-рёв моторов-погоня-конец второй части. В процессе погони выясняется, что Несмертный Джо не оправдывает своего прозвища, а девчонки добираются-таки до Цитадели.

На этом месте Макс машет им ручкой и уходит, улыбаясь тонкой улыбкой, пока лица девчонок вытягиваются из-за понимания, что весь административный аппарат, любовно выпестованный Несмертным Джо, не горит желанием с ними сотрудничать.


Рецензия: фильм зрелищный, но безбожно слабый. Логику перед его просмотром нужно отключить, иначе логические модули могут перегореть. Никакого нормального обоснования для поведения героев нет от слова «совсем», сюжетные ходы друг с другом не увязаны никак. Просто в качестве примера: действия Фуриосы нельзя назвать иначе, кроме как идиотизмом. Если бы она не умыкнула гарем Джо, её преследовали бы без особого рвения, первую ловушку (на въезде в каньон) она прошла бы без труда, и добралась бы до остатков своего родного племени быстро и без проблем.

Отдельного спасибо заслуживают художники по костюмам и декораторы. Блин, действия происходят в Австралии! В австралийской пустыне! А во что одеты пять жён Джо? В белые двуспальные простыни, перетянутые крест-накрест на груди и развевающиеся за спиной, как у дружелюбного привидения с моторчиком (sic!), дикого, но симпатичного. Костюмеры сами-то пробовали выйти в какую-нибудь пустыню, пусть даже в Мохаве, в простынке? Они видели, как в такие же простыни заворачиваются женщины-бедуинки? Десять тысяч лет человеческой истории учат одному: если ты оказался в пустыне — укутайся как можно плотнее, оставь себе щёлочку для дыхания и пережидай дневную жару. А если за тобой гонятся, то длинные, развевающиеся, цепляющиеся за всё подряд одеяния будут только сковывать твои движения. Даже при передвижении на автомобиле развевающаяся одежда — это потенциальный источник неприятностей, как свидетельствует опыт Айседоры Дункан. В любом случае девчонки должны были размотать свои простыни и перемотать их, соорудив нечто вроде никаба или паранджи. Но тогда это был бы уже не «Безумный Макс», а «Белое солнце пустыни»…

Вот последнее, о чём я хотел бы сказать. В течение всего фильма меня не покидало ощущение вторичности. И, как следует подумав, я сообразил, какой фильм является наиболее похожим на «Безумного Макса». Держитесь за стулья: это «Водный мир» с Кевином Костнером.

Объединяющие элементы фильмов поражают. В обоих фильмах есть безымянный главный герой, наголову превосходящий всех соперников. В обоих фильмах есть помощница главного героя, женщина, которую главный герой спасает (герой Костнера снабжал её кислородом, Макс переливал ей свою кровь). В обоих случаях есть уникальное транспортное средство, единственное в своём роде (тримаран Моряка, двухдвигательная фура Фуриосы). В обоих фильмах бензин является драгоценностью, а некий авторитарный лидер навязывает свою волю и возглавляет преследование. В обоих фильмах герои ищут Зелёные Земли — и находят их благодаря карте. В обоих фильмах главный герой уходит продолжать свои странствия.

В общем, если бы «Дорогу ярости» снимали про водные мотоциклы, получился бы «Водный мир». А если бы в «Водном мире» вместо всемирного затопления вода бы, наоборот, испарилась, получилась бы «Дорога ярости». С поправкой на спецэффекты.

Резюме: фильмец так себе. Смотреть вполне можно, но необязательно: в фильме нет ни одного взрывающегося вертолёта.

Tags:
Monday, July 6th, 2015 16:40 (UTC)
Это-то само собой, "обсуждению не подлежит", так сказать. Вся беда в том, что постап каждый раз происходит как раз потому, что уходят поколения, его прочувствовавшие на своей шкуре (или очень хорошо себе представляющие, что это такое). Так, ПМВ стала возможной только тогда, когда ушли люди, ещё помнившие, что такое "постап" наполеоновской эпохи. Только тогда началась "движуха" по организации "девятихвостого песца", вошедшего в историю под названием "Первая мировая война" (она же в европейском восприятии - "Великая").
Вот у нас в недоброй памяти катастроечные времена всё глумились над присказкой "главное, чтобы не было войны". А между тем только поколениям, на своей шкуре прочувствовавшим, что такое на самом деле этот "постап", мир обязан тем, что почти три четверти века не было серьёзных войн.
Я из этого делаю вывод, что эволюции человечества здорово помогло бы некое такое устройство или способность, которая позволяла бы накапливать чувственный опыт, не просто изучать этот опыт в виде сухих фактов и "технологий", а - прочувствовать. Вот как с этой точки зрения представляется настоящая задача историков.
Кино в этом отношении (возвращаясь к заявленным в теме баранам), как наиболее наглядное из искусств, и есть деталь такой гипотетической хрени. Вот поэтому в данной теме важна достоверность.
Впрочем, голливуд - это диагноз, несмотря на традиционную техничную зрелищность.
Edited Jul. 6th, 2015 16:42 (UTC)
Monday, July 6th, 2015 17:16 (UTC)
Я - и, наверняка, многие другие - предпочитаю зрелищность достоверности. Если мне захочется реализма, я выйду на улицу. А кино - это способ уйти от реальности, а не прочувствовать её ещё сильнее.

Поэтому я предпочитаю кино театру. В театре, как ни крути, таких спецэффектов не будет. А жаль, потому что спецэффекты важнее сюжета.
Monday, July 6th, 2015 17:25 (UTC)
Достоверность в деталях делает спецэффекты убедительными, а значит - зрелищными и "вкусными". Этим как раз кино-то и берёт, в отличие от условного театра (театр не люблю, кстати, тоже. Испорченный кинематографом человек :D). А когда начинают так лажать в деталях, то есть в том, чем берёт за душу жабры зрителя кино - в достоверности - то кино превращается в плохой театр. То есть, чтобы "летающий чайник" стал действительно "летающим" - он должен быть достоверным, убедительным "чайником" вплоть до неоттёртых пятен и сколов на эмали :)
Блин, что-то меня в "филозофию" потянуло...
Edited Jul. 6th, 2015 17:26 (UTC)
Tuesday, July 7th, 2015 19:35 (UTC)
Мы с тобой говорим о достоверности в спецэффектах. Но эти спецэффекты используются в фильмах, в которых наша реальность является компьютерной симуляцией, люди умеют управлять металлом или становиться резиновыми, летают с вытянутым вперёд кулачком, выбивают дурь из инопланетян при помощи нордического бога и спасают Вселенную.

Знаешь, пусть лучше эффекты соответствуют всему остальному фильму :)
Wednesday, July 8th, 2015 06:57 (UTC)
По здравом размышлении соглашусь - просто потому, что пусть голливудятлы снимают свою халтурку, и это будет видно, так сказать, сразу "на лопате", чем будут снимать это самое "на лопате", но завёрнутое в блестящий фантик убедительности.
Wednesday, July 8th, 2015 08:57 (UTC)
Откуда такая ненависть к Голливуду?
Thursday, July 9th, 2015 10:09 (UTC)
Не ненависть - презрение.
Понимаешь, несмотря на то, что кино имеет признаки производства, оно есть всё-таки искусство - и это понимают везде, кроме Голливуда. Там, в США, нет понимания, что такое искусство. Везде, кроме США, к кино всё-таки (плюс-минус, разумеется) относятся как к виду искусств, и только в США к любому виду искусства относятся как к промышленному производству, как к жвачке для глаз, ушей, и, в конечном итоге - мозгов. То есть отношение к человеку как к свинье говорящей, как к говорящему животному. Слов нет, чисто технологически голливуд "впереди планеты всей", но назначение, назначение - это всё лишь технологически продвинутый "зелёный сойлент" для содержимого черепной коробки.
Thursday, July 9th, 2015 10:54 (UTC)
Но ведь так оно и есть! Кино — это в первую очередь средство развлечения. Оно не должно учить, оно не должно прививать какие-то ценности, оно не должно изменять людей к лучшему, отвечать на вопросы жизни, вселенной и всего такого. Может, конечно, но не должно. Оно должно развлекать. Это его основная, единственная и главная цель, все остальные побочны и могут быть принесены в жертву, если мешают достичь главной.

Конечно, неплохо, когда люди в процессе развлечения чему-то учатся. Но если нет, то это не страшно. В конце концов, они ведь смотрят кино не для того, чтобы учиться.

То же самое с книгами. Это я стараюсь впихнуть в каждое своё произведение какой-нибудь интересный факт, занимательную историю, рассказать о чём-то, что расширит кругозор читателя. Но никто не обязывает писателей это делать, если речь идёт не о научно-популярных книгах или учебниках. И я могу сходу назвать десяток мегапопулярных книг, которые никак не развивают читателей, а призваны просто заполнять их свободное время. "Хроники Амбера", например. Или "Гибель богов" Перумова, в которой весь сюжет сводится к следующему: "Я стал крутым и использовал мега-хрень, чтобы захватить власть, но мои противники использовали супер-хрень, чтобы мне помешать, и почти меня убили, но я выжил и использовал против них супер-пупер-хрень..." Познавательно до зевоты. Чему учит, например, "Песнь льда и пламени" Мартина? Тому, что нет однозначно хороших и однозначно плохих людей? Тому, что люди способны идти к своей цели по трупам? А этому надо учить?!

Вещь хороша, когда она выполняет свою функцию. Вещь замечательна, когда она, кроме своей функции, выполняет ещё какие-то. Функция кинематографа - развлекать. Поэтому фильм, который развлекает, хорош по определению. Фильм, который скучен, который не развлекает, по определению же плох. А фильм, который ещё и чему-то учит, замечателен, при условии, что это не мешает ему развлекать.